Новая
 
 
На странице представлены материалы из "Новой литературной Твери" (субботнего приложения к газете "Тверская жизнь"). Редактор: Валерий Кириллов, Ответственный за выпуск: Владимир Кузьмин. Общественная редколлегия: Лариса Баранова-Гонченко (Москва), Евгений Карасев (Тверь), Юрий Красавин (Конаково), Марина Соколова (Лихославль), Александр Огнев (Тверь), Михаил Петров (Тверь), Евгений Сигарев (Тверь), Владимир Смирнов (Москва), Георгий Степанченко (Ржев).  
Выпуски "НЛТ" с февраля 2000 года

8/2000 * 7/2000 * 6/2000 * 5/2000 * 4/2000 * 3/2000 * 2/2000 * 1/2000

 
 
ИНОЙ ВЗГЛЯД НА МИР

24 февраля Михаилу Ивановичу Суворову исполнилось бы 70 лет. Человеку, впервые взявшему книгу Суворова или услышавшему его стихи, надолго запоминается особый стиль поэта, его иной взгляд на мир. Помимо точно отлаженной спокойной и свободной поэтической речи, безукоризненной рифмы в них было то, о чем очень верно заметил Виктор Боков, большой русский поэт: «Поэзия Михаила Суворова человечна и демократична по своей форме и своему содержанию. Она согрета улыбкой доброго, умного человека. Именно это выгодно отличает ее». Немаловажную роль в мотивах творчества поэта сыграла его непростая судьба. Именно судьба сформировала его мировоззрение и жизнеощущение.

Михаил Иванович Суворов родился в 1930 году. Когда началась Великая Отечественная война, одиннадцатилетним мальчиком пошел работать на фабрику, стал слесарем-инструментальщиком, а потом токарем. В 1943 году от взрыва минного запала потерял зрение.

...Но взорвались утром росы,
Рухнул раненый рассвет.
Дым осел, и мне, мальчишке,
Сероглазому сверчку,
И заря, и даже книжки
Стали разом ни к чему...


Но, потеряв зрение, Суворов не потерял в себе человека. Он обратился к поэзии. Подобно Гомеру, древнегреческому эпическому поэту, автору легендарных «Илиады» и «Одиссеи», который, ослепнув, писал поэмы, где мир открывался ему во всем многообразии и яркости, у Суворова все необычно. Автор очень ярко выделял какие-либо конкретные предметы, пейзажи, образы.

Лес хорош, когда резвятся тени,
Кружевные тени на траве,
Словно бы цветные сновиденья
В маленькой тревожной голове.


Незрячий поэт лишь во сне мог увидеть мир, и именно там просыпалось чувство зрения, которое он утратил в юном возрасте. Может быть, во сне рождались названия его поэтических книг: «Ромашковый омут», «Капли зари», «Цветная вьюга», «Стоимость солнца», «Белая теплынь». Они уникальны. В каждом из них таится глубокий смысл, в двух словах обозначенный поэтом, и каждое название само по себе могло бы являться самостоятельным художественным произведением, лаконичным по форме, но при этом полностью содержательным и завершенным. Суворов понимал наиболее значимую часть своих сновидений...

Когда во сне я вижу детство,
Его никто не отберет...


К сожалению, память стирает детали прошлого, сохраняя только самое главное, яркое, выразительное. Это и отблески войны, весь ужас и непостижимость военного времени. О таких впечатлениях Суворов рассказал в одном стихотворении - «Ночь на Курской дуге»:

Снится не снится, сказка - не сказка.
Вижу лицо удивительно русское,
Русые брови нахмурил солдат.
Это моей одноклассницы брат,
Павший под Курском...


Память хранила в поэте богатство духа, чистое, нетронутое восприятие мира. Сложно представить, как мог незрячий поэт испытывать наслаждение лишь от того образа света, который сохранила ему память. И какие замечательные картины подсказывала ему творческая фантазия:

Капли зари на черемухе белой
Кажутся брызгами ягоды спелой...


Суворов смог увидеть невидимое: от цветков «отражается заря», что в реальной жизни невозможно, но кто запретит художнику видеть мир таким! За это мы можем быть ему только благодарны. Поэт обращал наше внимание на вещи, которые в своей жизни мы не замечаем, но без которых тем не менее прожить не можем. Ему очень недоставало обычного солнечного света или звезд на небосклоне. Поэтому на страницах его книг рождаются вопросы: «Вы знаете стоимость солнца?» или «Какое бывает небо?» Суворов просил нас не только беречь эти природные ценности, но и помнить о них, вспоминать хотя бы иногда: «Ведь это здорово, что небо у нас такое!» - говорил он. Безусловно, Михаил Иванович Суворов страдал от своего недуга и горячо переживал тот факт, что не способен увидеть самых близких ему людей, радоваться встрече с солнцем.

При потере одного чувства у человека, как правило, обостряется другое. Так и Суворов, потеряв зрение, начал по-особенному слышать мир. И тишина, где бы то ни было, не давала ему покоя. Он не хотел тишины, так как слух становился связующей нитью с внешней средой. «Я мало спал, чтоб слушать мир», - писал Суворов. Он слышал рассветы и закаты, слышал звон старинных колоколов, слышал много того, что не дано услышать нам с вами. Все это поэт перенес на бумагу, и это стало еще одной отличительной чертой его стихов. Так и рождалась суворовская поэзия и ее другой взгляд на мир, непохожий на те, что были прежде.

Владимир ХОДАКОВСКИЙ.

 
Copyright © Новая литературная Тверь, 1998-2000.

Сайт управляется системой uCoz