На странице представлены материалы из "Новой литературной Твери" (субботнего приложения к газете "Тверская жизнь"). Редактор: Валерий Кириллов, Ответственный за выпуск: Владимир Кузьмин. Общественная редколлегия: Лариса Баранова-Гонченко (Москва), Евгений Карасев (Тверь), Юрий Красавин (Конаково), Марина Соколова (Лихославль), Александр Огнев (Тверь), Михаил Петров (Тверь), Евгений Сигарев (Тверь), Владимир Смирнов (Москва), Георгий Степанченко (Ржев).  
Выпуски "НЛТ" с февраля 2000 года

8/2000 * 7/2000 * 6/2000 * 5/2000 * 4/2000 * 3/2000 * 2/2000 * 1/2000

 
 
ЛЕСКОВ КАЛЯЗИНСКОГО УЕЗДА


Велика и обильна на таланты тверская земля. Начни-ка только вспоминать, и припомнятся Николай Александрович Львов и Иван Андреевич Крылов, Федор Иванович Глинка и Вячеслав Шишков, Сергей Клычков и Владимир Соколов, Николай Тряпкин и Иван Васильев... А сколько поэтов и писателей так называемого второго ряда! А сколько тех, кого мы не знаем! Потому что в сороковые - пятидесятые годы, в годы, когда создавалась Калининская писательская организация, связующая нить подлинной русской культуры была уже прервана, забыты десятки прекрасных, талантливых имен, вытоптана комиссарскими сапогами сама ее грибница. Сегодня, в преддверии ее 50-летия, нам многое нужно вспомнить. Об одном светлом имени - прозаике Алексее Тверяке, родиной которого был Осташковский уезд, мы рассказали в первом номере «Новой литературной Твери». Сегодня мы представляем еще одного тверского писателя - Василия Никифорова-Волгина.

Василий Акимович (Иоакимович) Никифоров родился в 1901 году в деревне Маркуши Капязинского уезда Тверской области в семье потомственного сапожника. Здесь Василий закончил начальную школу и, так как продолжить дальнейшее образование первенца у многодетной семьи не было средств, он серьезно занялся самообразованием. Удивительно, что в крохотной капязинской деревушке, в бедной семье горького пьяницы юноша смог увлечься философией, историей, логикой, русской литературой, богословием. И когда волею судьбы после революции он вместе с семьей оказался в Эстонии, в Нарве, где чуть ли не половину населения составляли русские, он понял, что культурный багаж его не так уж беден и что его здесь можно очень неплохо пополнить. В Нарве тогда был русский театр, несколько гимназий, русский народный университет, два музея, множество русских эмигрантов. В 1920 году группа молодых людей создает здесь «Союз русской молодежи», которая организует литературные вечера, концерты, в эту группу входит и Никифоров, к тому времени уже прочно связавший свои духовные интересы с литературой.

В 1921 году состоялся его литературный дебют. Влиятельнейшая русская газета «Последние известия», издававшаяся в Таллине, напечатала статью Никифорова «Исполните свой долг!», призывавшую русских позаботиться о могилах воинов Белой гвардии, а с 1923 года статьи и рассказы Никифорова начинают появляться в газетах регулярно и довольно часто. Он напечатал в нарвских газетах даже два детектива - «Атаман в черной рясе» и «Тайна нарвских подземелий». Свои публикации в память о своем детстве, о родной тверской земле, по которой он скучает, Никифоров подписывает псевдонимом Василий Волгин. Впоследствии к псевдониму он прибавляет свою фамилию и подписывается Никифоров-Волгин. Вскоре имя его становится известным в Эстонии. В 1927 году ему присуждается первая премия литературного кружка города Таллинна за рассказ «Земной поклон». Писатель активно участвует в общественной жизни города, создает рилигиозно-философский кружок православного направления, создает вместе с Л.Аксом литературный журнал «Полевые цветы» и к середине 30-х годов становится популярным писателем. Достаточно сказать, что в те годы он получает премию парижского журнала «Иллюстрированная Россия» за рассказ «Архиерей». В 1935 году он переезжает в Таллин, где его избирают почетным членом русского общества «Витязь». Он знакомится с Игорем Северяниным (еще одним знаменитым русским эстонцем), который посвящает ему сонет из известного цикла посвященных сонетов. В 1937 году в издательстве «Русская книга» выходит его первый сборник «Земля-именинница», а через год второй - «Дорожный посох». Третья книга «Древний город (Жизнь и нравы русской провинции после революции)» так и не увидела свет. Советская власть, пришедшая сюда в 1940 году, как это не парадоксально, ударила прежде всего по русской культуре: русские общества были разогнаны, газеты и журналы закрыты, писатели и деятели русской культуры и православной церкви репрессированы. В мае 1941 года был арестован и Никифоров. С началом войны его этапировали в Киров, где в августе приговорили к расстрелу, а в декабре 1941 года расстреляли.

Творчество Никифорова-Волгина было с энтузиазмом встречено русской эмиграцией не только в ближнем, но и в дальнем зарубежье. Его излюбленными темами была жизнь русского духовенства, православного человека. Недаром Никифорова называли современным Лесковым, сравнивали с Иваном Шмелевым. Но он был и остается писателем оригинальным, со своей поэтикой и языком, со своей интонацией, интонацией глубоко сердечной, душевной, народной. Многие рассказы его пронизаны светлым юмором, в котором больше, пожалуй, любви и любования человеком, чем осмеяния его. И даже в этом видится его христианское мировоззрение...

После реабилитации В.А.Никифорова-Волгина в 1991 году его лучшие произведения были неоднократно изданы в России. Наиболее полной является книга «Дорожный посох», вышедшая в свет в 1992 году в издательстве «Русская книга» в Москве. Но книга, которая представляет наибольший интерес для нас, провинциалов, - «Древний город (Жизнь и нравы русской провинции после революции)» - не только пока не издана, но и не найдена ее рукопись. Есть предположение, что находится она в Тарту, в университетской библиотеке.

Михаил ПЕТРОВ.


 
Copyright © Новая литературная Тверь, 1998-2000.
Сайт управляется системой uCoz